post

Соло-путешествие в Скандинавию на мыс Нордкап. Основные сведения. Маршрут, навигация, бюджет поездки и другие данные.

Скандинавская не/Меланхолия. Одиночное путешествие на мыс Нордкап. Сентябрь 2018.

Начинаю публикацию нового отчета об одиночной поездке на самый край Европы — мыс Нордкап. Поездка состоялась в сентябре 2018 года и в этот раз ваш покорный слуга отправился в нее в гордом одиночестве. Этот отчет будет представлен максимально лаконично. Каждый пост (кроме данного введения) будет традиционно содержать видеоролик, информацию о маршруте, месте ночевки и фотографии. Пространных описаний не будет, но к каждой фотографии будет пояснение. Все подробности, как правило, будут на видео, а также вы всегда можете задавать интересующие вас вопросы в комментариях. Что касается данного поста, то в нем будут приведены основные сведения о поездке от маршрута до бюджета.

Для затравки в этом посте размещены несколько фотографий из путешествия и самое первое — это то, куда я и ехал, — мыс Нордкап в Норвегии. Чтобы следить за обновлениями подписывайтесь на наш YouTube-канал, а также на мой Instagram. Ну, как говорится, поехали!

Скандинаская не/Меланхолия. Мыс Нордкап.

Кстати!


Содержание

Предисловие.

Наше последнее с Аней большое путешествие состоялось в 2017 году, когда мы съездили в Евротур #3. После той поездки мы сконцентрировались на одном из главный событий в нашей семейной жизни — рождении ребенка. Весной 2018 года у нас родилась дочка Полина и, конечно же, все внимание было сосредоточено на ней. Однако, приблизительно в апреле того же года у меня зародилась идея съездить в Скандинавию с целью доехать до самой северной точки Европы мыса Нордкап. Однако, идея была именно идеей, и в силу различных обстоятельств ее реализация не казалось возможной в 2018-м. Однако, все так сложилось, что приблизительно в июле-августе поездка стала реальной и я занялся детальной подготовкой к ней.

Так как Аня оставалась с Полиной и совместная поездка пока что была невозможна, то я отправился в это путешествие один, получив на то Анино благословение. И здесь нужно сказать, что в моей жизни это было первое одиночное путешествие так надолго и абсолютно первое соло заграницу. Это вызывало у меня смешанные чувства. Я в принципе-то самостоятельно путешествовать за границу начал довольно поздно, когда мне было уже 33 года (Турцию и Египет в расчет не беру), а первая соло-поездка планировалась в тот момент когда мне вот-вот должно было стукнуть 40. В таком возрасте все новое воспринимается с большой осторожностью. С другой стороны, мне очень хотелось поехать именно одному. Это ведь полная свобода действий и совершенно уникальный опыт. В итоге, все прошло лучше, чем отлично. Я остался очень доволен и надеюсь, что в будущем совершу еще не одно подобное путешествие.

Маршрут. Карта путешествия. Пробег.

Путешествие заняло 11 полный дней, 9 из которых я провел в странах Скандинавии — Финляндии и Норвегии. Когда я готовился к поездке, то обратил внимание, что большинство путешественников следуют целенаправленно на Нордкап, проезжая Финляндию транзитом и прибывают на мыс приблизительно через пару суток. Я решил, что это крайне непрактично. Проезжать такие огромные расстояния, расходовать сотни литров бензина и тратить столько времени исключительно на дорогу, а изучить в итоге только сам мыс. Да, Финляндия многим кажется скучной. Но я так не считаю. Мне как раз хотелось погрузиться и поближе познакомиться с этой страной бесконечных озер и лесов. Я начал пытаться найти информацию и отчеты о поездках в Финляндию, но обнаружил, что:

  • а) отчетов о поездках в Финляндию в принципе очень мало;
  • б) имеющиеся в сети отчеты в большинстве своем о Хельсинки, иногда еще о паре других больших городов, иногда о рыбалке на каких-нибудь близлежащих к России озерах или зимнем новогоднем отдыхе.

А меня интересовал именно природный отдых в Суоми. Оказалось, что здесь огромное количество национальных парков, отлично приспособленных для несложного пешего туризма. Тысячи маршрутов по красивейшим локациям от пары часов до многодневок. В общем, я изучил вопрос насколько смог и составил себе маршрут таким образом, чтобы не просто проехать Финляндию с юга на север, но и погулять по ее национальным паркам.

Скандинаская не/Меланхолия. Национальный парк Реповеси в Финляндии.

Другая особенность планирования заключалась в том, что если до Нордкапа у меня было все распланировано, то после него никакого плана не было и последние дни у меня происходили в относительно спонтанном режиме. В итоге основными точками маршрута получились следующие.

Россия.

  • Выборг. Основанный в 1293 году шведами пограничный между Россией и Финляндией город, который долгое время принадлежал шведам, затем России, затем финнам и вновь России.
  • Курортные районы Финского залива под Санкт-Петербургом. Поселок Репино и Шалаш Ленина.

Финляндия.

  • Национальный парк Коли. Относительно молодой парк, основанный в 1991 году, расположенный в Восточной Финляндии, в провинции Северная Карелия, неподалеку от города Лиекса.
  • Национальный парк Оуланка. Создан в 1956 году, расположен на территориях провинций Лапландия и Северная Остроботния. Назван в честь извилистой и бурной реки Оуланка, протекающей по его территории. Вдоль реки встречаются красивейшие каньоны.
  • Туристическая зона Инари. Довольно крупный туристический ареал, расположенный в Северной Лапландии в сердце саамской культуры. Здесь расположен саамский музей Сиида, доступны несколько маршрутов для хайкинга.
  • Национальный парк Лемменйоки. Расположен в 50км от Инари, основан в 1956 году. Общая площадь — 2850 кв.км., что делает его крупнейшим в Финляндии и одним из крупнейших во всей Европе. Рыбалка, пешие маршруты, сплав и даже добыча золота — такие развлечения здесь доступны туристам.
  • Рованиеми. Административный центр провинции Лаппи. Город известен тем, что здесь находится деревня Санта-Клауса или, как его называют в Финляндии — Йоулупукки. Также считается, что здесь проходит Полярный Круг, но на самом деле он расположен южнее.
  • Национальный парк Реповеси. Небольшой парк площадью всего 15кв.км., основанный в 2003 году и расположенный в коммунах Коувола и Мянтюхарью. Находится близко к густозаселенным районам Южной Финляндии. Когда-то использовался для лесозаготовок, но после создания национального парка лесные массивы были быстро восстановлены до состояния, близкого к первичному.

Норвегия.

  • Порсангер-фьорд. Красивый северный фьорд, вдоль которого проходит дорога из Финляндии на мыс Нордкап.
  • Мыс Нордкап. Считается самой северной точки Европы, хотя формально это не так, ведь мыс расположен на острове Магерейа. Одна из самых вожделенных, знаковых и, при этом, доступных точек для путешественников. Сейчас на мысе расположен туристический центр, куда ежедневно прибывают десятки автобусов и тысячи туристов. Но даже на этом острове есть еще более северная точка — мыс Кнившелльодден, выступающая на 1,5км севернее Нордкапа. На этот мыс попасть можно только пешком, преодолев 9км в одну сторону и столько же обратно.
  • Финнмарк. Самая крупная административно-территориальная единица Королевства Норвегия. По сути, является самым северным регионом страны, на востоке граничит с Россией, на западе — с губернией Тромс. Дорога от мыса Нордкап до города Шиботн проходит вдоль живописных пейзажей и холодных северных фьордов.
  • Дорога Северных Сияний (Northen Lights Route). Вообще, эта дорога проходит в основном по Финляндии, на Норвегию приходится лишь небольшой кусочек, но я заехал на нее именно со стороны Норвегии и норвежская часть с горами показалась мне немного более живописной и драматичной, поэтому в своей классификации я отнес ее именно к Норвегии. 620-километровый маршрут стартует из норвежского Тромсё, поднимается в горы до деревни Кальписъярви, рядом с которой находится граница Норвегии и Финляндии, а еще немного в стороне (попасть вроде бы можно только пешком) есть точка, где сходятся границы всех трех скандинавских государств, а затем плавно спускается по территории финской Лапландии, постоянно следуя вдоль границы со Швецией, вплоть до городка Торнио на северном побережье Ботнического залива.

Общий вид нитки маршрута на карте.

Скандинавская не/Меланхолия. Полный маршрут.

Длина маршрута (одометр был включен в момент старта) — 5580 километров.

Даты поездки. Финляндия и Норвегия в сентябре.

Даты поездки: 15 — 25 сентября 2018 года.

Изначальная цель путешествия состояла не только в том, чтобы достигнуть мыса Нордкап и погулять по национальным паркам Финляндии, но и в том, чтобы погрузиться в осеннюю меланхолию. Можно даже сказать, что именно это желание стало основой мечты о поездке, вокруг которой уже сформировались остальные цели. Да, это может показаться странным, но для интроверта, коим во многом я являюсь, это совершенно нормально. Мне хотелось безлюдности, прохлады, возможно даже местами пасмурной и сырой погоды. В общем, такой, чтобы меланхолия нет-нет, да завладела настроением. Наконец, в ходе подготовки к поездке я выяснил, что в Финляндии есть специальное понятие, характеризующее золотую осень — называется Руска (Ruska), с русскими никак не связано, если что. Посмотрев на красивые фотографии этой самой Руски, желание окончательно сформировалось.

Скандинаская не/Меланхолия. Лапландия. Финляндия.

Итак, какие Финляндия и Норвегия во второй половине сентября? Как это часто бывает, информации об этом было крайне мало. Из не очень доверительных источников у меня даже была информация, что на Нордкапе в это время уже вполне может случиться снегопад, что несколько смущало, ведь я собирался ехать на летней резине. Не знаю, может быть когда-то и бывает такое, но во время моего посещения мыса (19-21 сентября) снега не было, температура держалась стабильно около +7+8°С.

Южная Финляндия во второй половине сентября еще довольно зеленая, желтая листва только-только появляется. Чем дальше я продвигался на север, тем больше становилось желто-красных осенних красок, но сказать, что где-то я застал настоящий осенний пожар, не могу. При этом, в северной Лапландии как-то резко наступил конец октября — начало ноября по меркам центрально-европейской России. Перед самым въездом в Норвегию деревья вообще уже стояли голые. Как только оказался в Норвегии, то листва практически сразу вновь вернулась и, пожалуй, та самая Руска в наибольшей степени проявилась именно здесь. Ну, кроме Нордкапа, конечно же, ибо в этих местах уже тундра и деревьев нет.

По температуре получилось от +13 на юге Финляндии до нуля в районе национального парка Лемменйоки. В Норвегии, за счет Гольфстрима, было заметно теплее, в один из дней температура поднималась даже до +16 (когда вышло солнце) несмотря на то, что это были самые северные регионы страны. В общем, вторая половина сентября — отличное время для путешествий по Скандинавии. Еще не очень холодно, вероятность снега низкая, можно застать яркие осенние краски и уже мало людей.

Мое транспортное средство. Расходы на бензин.

Автомобиль: KIA Cerato 2014. Двигатель 2,0л., 150 л.с., автомат.

Передвигался я на своей собственной машине, которая пока что не меняется у нас с 2014 года. Все дороги прошла без сучка и задоринки, но и каких-либо серьезных бездорожных условий преодолевать не приходилось.

Kia Cerato на трассе М11

Расход бензина у машины в этой поездке получился около 7,7л/100км. Было израсходовано 429 литров на сумму 506€.

Навигация. Вождение и дороги в Скандинавии.

Навигация.

Как и почти во всех поездках в качестве основного навигатора заграницей я использую iGO, версия Primo NextGen (карты были скачаны заранее). С пробками я не сталкивался, что было бы странно в Скандинавии, где порой можно по 10-20 минут ехать и не встретить ни одной машины (но это, все же, редкость и если бывает, то ближе к ночи). Поэтому интернет, который был постоянно подключен и использовался навигатором, особой роли не сыграл. Ну, разве что давал информацию о погоде в конечной точке маршрута. С пути я нигде не сбивался, точки заранее забронированных ночевок вбил в навигатор заранее.

Видеорегистратор.

Использовался старый добрый проверенный уже десятками тысяч километров Datakam G9-Max. Отличная модель, хотя ее уже давно нет в продаже. Во время съемки видео также передается и может выводиться на экран информация о близлежащих населенных пунктах, координаты, текущая скорость, дата, время. Если закачать и обновить до самых актуальных версий базу данных, то регистратор также будет информировать о скоростном режиме и камерах видеофиксации.

Платные дороги.

Все платные дороги на моем маршруте оказались в России, в Скандинавии таковых не было. Платная трасса М-11 и Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) в объезд Санкт-Петербурга туда-обратно обошлись в 2696 рублей по транспондеру, это порядка 34€.

Качество дорог, трафик.

В общем и целом, качество дорожного полотна было высоким. Но в Норвегии традиционно более узкие дороги, а в Финляндии Дорога Северных Сияний оказалось весьма среднего качества и даже местами чуть ниже среднего. Откровенных ям не было, но узкая дорога и колеи создавали дискомфорт, учитывая что ехать пришлось в дождь, несколько раз случалось аквапланирование. В общем, по сравнению с Россией локальные дороги в северной Финляндии, конечно же, лучше, но не сравнить с Австрией или Швейцарией. Видимо, климат все же оказывает свое влияние. Но, повторюсь, нигде откровенно разбитых дорог и ям мне не встретилось. По трафику все просто — он низкий или очень низкий 🙂

Вождение и штрафы.

Штрафы в скандинавских странах большие, поэтому лучше соблюдать осторожность даже на российский номерах. Пока я ехал по большим дорогам Финляндии, то старался держаться потока, на магистралях превышение +10 тут обычное дело. Но близ населенных пунктов превышений уже меньше, хотя и тут находятся «лихачи». Один раз повстречался местный ДПС, вроде бы даже кого-то они остановили. Камеры встречаются регулярно, но именно в Южной Финляндии, на севере, в том числе и в Норвегии камер, как и ДПС, практически нет. В какой-то момент я все же стал позволять себе на длинных участках дорог без трафика и населенки разгоняться чуть быстрее положенного, превышая разрешенную скорость порой даже на +20км/ч, тем более этого иногда требовали обстоятельства. Но, вообще, не рекомендую это делать, особенно ночью, так как Финляндия славится регулярно выбегающими на дорогу дикими животными, особенно лосями и оленями. Мне, слава Богу, никто навстречу не выскочил. Один раз оленье стадо уже шло по дороге и было заметно издалека, другой раз лосенок выскочил на дороге, но перед впереди идущей машиной, на которую среагировал и я.

Скандинаская не/Меланхолия. Лапландия. Финляндия.

Деньги в поездке. Наличные или карты.

В большинстве мест можно расплачиваться картой, Мне даже кажется, что я нигде не встретился с тем, чтобы карты не принимали. Но так как у меня были наличные евро, оставшиеся еще из Евротура #3, а также я еще в Москве приобрел наличные норвежские кроны, то получилось, что львиную долю расходов (47%) я оплатил наличными. Остальные 53% пришлись на карты. Карт было несколько (Сбербанк и две от Райффайзена — дебетовая (в евро) и кредитная (в рублях). В Скандинавии Сбер не использовал, в основном дебетовую в евро.

И, кстати, один раз в Норвегии в супермаркете Rema1000 пришлось расплатиться этой самой евро-картой и вот что вышло.. По прямому пересчету по курсу кроны к рублю получалась сумма покупки на 1200-1300 рублей. Фактически же с карты было снято 25€, а это составило около 1954 рублей! Чувствуете разницу? Вот почему в странах с собственной валютой лучше расплачиваться наличными, если только у вас не мультивалютная карта, сейчас такие тоже есть. Но даже для мультивалютных карт, если валюта не очень популярная, нужно полагать, что банк все равно будет предлагать не очень дружелюбный курс.

Проживание и питание.

Проживание.

Всего у меня вышло 10 ночевок в 9 разных местах. Две из них я провел в России — в Выборге и поселке Репино у Финского залива. Одна ночевка в Норвегии прошла бесплатно в палатке. Еще 6 ночевок были забронированы заранее, это были 3 кемпинга в Финляндии и один — в Норвегии на 2 ночи. Также заранее были забронированы классные и недорогие апартаменты в Рованиеми, которыми владеет бывший россиянин и размещение на еще одну ночь я забронировал за несколько часов до приезда туда — это было в городке Каяани в небольшом отеле типа гостевого дома с общей кухней, которым также владела россиянка.

Естественно, я старался экономить изо всех сил, даже планировал использовать хотя бы пару раз палатку, но в итоге использовал всего однажды. В кемпингах брал домики, но самые дешевые какие только были, как правило, туалет, душ и кухня в таких местах общие и находятся в отдельном помещении. Правда, почти всегда они чистые, опрятные и ими приятно пользоваться. Минус одиночной поездки заключается в том, что так или иначе ты переплачиваешь за жилье, так как одноместных домиков или номеров практически не бывает. Итого на жилье было потрачено 360€ со средней стоимостью 36€ за ночь, если считать ночь в палатке, и 40€, если не считать палатку. Самым дорогим проживанием получился Nordkapp Camping (148€ за 2 ночи в трехместном домике с плитой и холодильником), самым дешевым — гостиница Шельф в Выборге, 1100 рублей за двухместный номер с умывальником (санузел и душ общие на этаже).

Питание.

На питании изначально предполагалось ударно сэкономить, поэтому от общепита в Финляндии и Норвегии я сразу же отказался на 100%. Пару раз, когда в животе урчало, я уже было начинал задумываться, чтобы покушать (один раз в столовой музея Сиида, второй раз — на одной из заправок, где тоже была экспресс-столовая), но даже в таких, недорогих по местным меркам местах, цены были убойные, поэтому я включал силу воли и отказывался. Благо, цены очень сильно помогали силе воли.

Ну, а питался я преимущественно тем, что привез из дома — рыбные консервы, крупы (рис, гречка, утренние каши), всякие супы быстрого приготовления и сладкий сухпаек (печеньки, конфетки). На первый день продукты мне собрала Аня (яйца, овощи, курица). Кое-что докупал в скандинавских магазинах (завтраки, хлопья, йогурты, молоко, воды, колбасу, хлеб, мюсли, чипсы). Общепит позволил себе уже только в Питере — это был Макдональдс за 398 рублей. Итого на питание потрачено всего 113,6€ или 9026 рублей, то есть менее 1000 рублей в день.

Интернет.

Для интернета была приобретена сим-карта Orange с испанским тарифом Mundo. За 15€ плюс 20€ сама симка получил 9 Гб. Интернет был практически везде, связь обеспечивалась на уровне 4G и мобильный интернет порой оказывался даже быстрее, чем Wi-Fi в кемпингах, поэтому я использовал свою симку практически постоянно. Честно говоря, не помню точно сколько израсходовал за поездку, но что-то близкое к этим самым 9Гб, так как вообще не экономил. Минус в том, что звонки оплачиваются отдельно, а после приобретения интернет-пакета на балансе всего 0,05€, то есть для телефонной связи нужно дополнительно пополнять баланс. Самый выгодный вариант использования тарифа, конечно же, в Испании, где первые 7 дней все входящие и исходящие бесплатные. Начиная с 8-го дня стоимость исходящего звонка 0,01€ за минуту, но за соединение нужно дополнительно платить 0,30€. По Европе исходящие 0,08€ с тем же тарифом за соединение. Смс-ки по Европе — 0,73€ за одно смс.

Скандинаская не/Меланхолия. Мыс Нордкап.

Итоговый бюджет. Как сэкономить еще больше?

Суммарные расходы на всю поездку за минусом визы (она у меня еще была действующая) составили 1368€ на 11 полных дней, в среднем 124,5€ в день. Это рекордно низкий показатель за все наши большие поездки в Европу за последние годы (Евро-2014 — 309,5€ в день, Евросентябрь-2016 — 193,7€ в день, Евротур #3 (2017) — 197,3€ в день. Что характерно, эта цифра не сильно изменилась если бы мы ехали вдовем, так как все мои проживания были как минимум двухместные (даже палатка двухместная). Да, пришлось бы добавить на питание, но, думаю, что это добавило бы к поездке максимум 50-70€. Все остальное оставалось бы приблизительно на том же уровне.

Можно ли было сэкономить еще больше? Безусловно, если бы я провел еще несколько ночей в палатке, тем более, что и в Финляндии, и в Норвегии это разрешено практически везде, кроме частных территорий и национальных парков (в парках — только в специально отведенных для этого местах). На будущее я думаю попробовать режим чередования (ночь в кемпинге, ночь в палатке) или хотя бы 2 ночи в кемпинге — 1 в палатке. В конце концов, в некоторых случаях можно ночевать прямо в машине. В моем случае есть только одно ограничение — мне нужно постоянно и много заряжать видеотехнику, но я думаю, что, в целом, этот вопрос решаем.

По бензину большей экономии достичь сложно, по питанию тоже почти впритык. А вот на чем еще точно можно сэкономить — так это на сувенирах. Я потратил на них почти 192€, это довольно приличная сумма. Итого, если хотя бы еще 4 дня провести в палатке и не тратиться на сувениры, то мне удалось бы сэкономить еще около 350€ и тогда поездка уложилась бы всего в 1000€.

На этом заканчиваю введение. Надеюсь, что приведенная информация была для вас полезна. Напишите об этом в комментариях или задайте там свои вопросы, если они у вас возникли.

Кстати!

Далее: Часть 1. Начало путешествия из Москвы. Трасса М11. Выборг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.